Царские гробницы Вергины.



Одной из наиболее известнейших достопримечательностей севера Греции  являются Царские Гробницы Вергины.

vergina

Начиная с 1855 года, в этом районе велись раскопки, явившие миру богатейший пласт истории македонских поселений. Ретроспективно было установлено, что нынешняя Вергина это не что иное, как первая столица македонских царей Эгеи, имеющая длительную историю (находки показывают, что Эгеи были заселены уже в 1000-700 годах до нашей эры — железный век, а раскопки окрестностей показали заселение этой местности в бронзовом веке).

Эгеи были столицей Македонского государства до переноса столицы в Пеллу царем Архелаосом. Тем не менее, даже после переноса столицы традиционным местом  захоронения македонский царей оставались Эгеи, что также позволило отождествить Вергину с древними Эгеями.

filippРасцвет Эгей приходится на вторую половину 4го века до н. э, именно этому периоду принадлежат известные памятники этой местности – Дворец, Театр, храм Эвклии( богиня брака и родов).

Однако уже в 3 веке до н.э происходит упадок Эгей, начиная с разграбления наемниками царя Пирроса македонских захоронений, далее продолжающееся под властью римлян, которые поджигают город. Эгеи уже не оправились от стольких напастей, и постепенно забылась величественная история первой столицы Македонского Царства.

Всемирную же известность этому месту принесло обнаружение в 1977 г. Манолисом Андроникосом гробницы македонского царяmaket grobnici Филиппа Второго, отца Александра Великого, которая находится в Большом кургане наряду  с двумя другими гробницами – предположительно молодого принца Александра 4, сына Александра Великого, а также гробница женщины, предположительно Клеопатры, молодой супруги Филиппа.

Археологи были сполна вознаграждены за долгую и упорную работу, когда с восторгом таки обнаружили совершенно нетронутую гробницу, причем по всем признакам гробницу представителя царского рода. На крыше помещения нашли оружие, украшения, конскую сбрую – все под слоем углей, что вполне укладывается в картину погребального костра, свойственного македонским традициям.

Мраморный фасад, открывшийся взору исследователей,  уже сам по себе является произведением искусства. На верхней части фасада изображена сцена охоты, представляющая нам Филиппа великим охотником, как в прямом, так и в переносном смысле, кидающегося прямо на разъяренного льва в пылу охоты, в то время как остальные охотники довольствуются кабанами и оленями. Не обойден вниманием на полотне и величественный сын Филиппа Александр, представленный всадником в багряном хитоне и с венцом на голове.

tron filippaС большой осторожностью была открыта дверь в гробницу, пол был покрыт деревянной трухой от бывшего некогда царского ложа, дерево это, кстати, позволило более точно определить время, к которому относится захоронение. В беспорядке валялась утварь серебряная  и бронзовая с лепными головами, всевозможные сосуды и украшения. Отдельно от всего было сложено полное боевое облачение царя- воителя:  меч, уникальный щит из слоновой кости, покрытый золотыми чеканными пластинками, потребовавший поистине героизма от археологов в многолетнем процессе его восстановления, панцирь так же с золотым тиснением в виде миниатюрных львиных голов, македонский шлем с высоким гребнем, украшенный золотой пластиной с изображением воинствующей богини Афины, позолоченные латы для голени – одна короче другой — и  золотой колчан для лука и стрел, украшенный золотыми пластинами. Одним словом, все, что было дорого амбициозному царю, к сожалению, в том числе и молодая жена Клеопатра, погребальная урна которой была обнаружена в одном из помещений, последовало за царем в загробный мир. По некоторым данным, Клеопатра была убита сразу же после смерти Филиппа Олимпиадой, первой его супругой, матерью Александра.

Внутри захоронения был найден мраморный саркофаг, внутри которого располагалась  золотая погребальная урна с костями, завернутыми в пурпурную ткань вместе с короной в виде листьев дуба и желудей, выполненной из золота, что и стало одной из самых потрясающих археологических находок прошлого века.  Урна покрыта узорами в виде цветов и лепестков, а на крышке урны выбито солнце с шестнадцатью лучами, солнце Македонский царей. sarkofagРядом с саркофагом лежало еще одно свидетельство царского рода – позолоченная царская диадема, диадема царя, с которого началась империя, царя, имя которого помнят до сих пор. И вдруг эта нелепейшая смерть в расцвете лет и на пике славы.

Шумят трибуны театра, царь отдает дочь  Клеопатру в жены  эпирскому царю Александру Молосскому, празднества в разгаре, прощальный пир перед выступлением Филиппа войной на персов. Македонская империя достигла своего расцвета, Афины признали Филиппа, лишь несколько дней отделяет царя от победоносного шествия по Азии.

Филипп приносит жертвы Олимпийским богам. Перед народом проносят великолепные статуи двенадцати богов и статую “ тринадцатого” бога Филиппа, который при жизни приравнял себя к небожителям. Однако оказался он вовсе не бессмертным, с коими пытался встать на одну ступень, когда кинжал собственного телохранителя Павсания пронзил тело царя. Павсаний тут же был убит и унес с собой тайну заговора.

Гипотез, за неимением достоверной информации, много. Начиная от банальной ревности Павсания, бывшего любовника Филиппа, и заканчивая политическим заговором, приписываемым самому Александру. Ну что ж, король убит, да здравствует король!

Империя, крепкая, сплоченная, готовая к войне перешла по наследству Александру, превзошедшему в итоге славу своего отца.

utvarНе счесть находок, которые пополнили нынешний музей-гробницу. Стенды с отлично сохранившимися  серебряными сосудами, золотыми украшениями, фрагментами декора и живописи поражают воображение. Фотографии этих находок, к сожалению, редкость, так как фотографировать с музее запрещено.

Захватывает дух от мысли: здесь ходили великие цари прошлого, здесь они нашли свое последнее пристанище, здесь они лежали тысячелетиями в звенящей тишине в ожидании возвращения в мир живых из небытия времен, момента славы на все времена, давно почившие, но навсегда живые в памяти людей.

Дорога от Салоник до Вергины занимает около часа, музей работает до 15.00, вход стоит 8 евро.